Направления дополнительного образования детей и образовательные программы
В соответствии с "Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей" (приложение к письму Минобразования № 28-02-484/16 от 18 июня 2003 года). Лицензией на образовательную деятельность в Детско-юношеском центре и приказом Минобразования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» образовательная деятельность ведется по 5 направлениям (соответствующим основным тематическим направленностям образовательных программ) и 22 рабочим программам (в 2023-2024 гг.)
1. Социально-гуманитарное направление. Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности, как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-гуманитарного направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению.
Социально-гуманитарная направленность включает в себя развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и др.) основы медиа-информационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка.
Программы социально-гуманитарной направленности :
1. «Английский язык» (модифицированная)
Программой предусмотрено научить детей начальным основам английского языка, научить правильно называть и обозначать буквы и числа, понимать смысл произносимых фраз. Одна из главных задач курса – формирование начальных азов английского языка – проводится в тесной взаимосвязи с развитием мышления детей, их познавательной самостоятельности. Уровень реализации: дошкольное образование. Срок реализации программы 1 год.
Образовательная программа "Английский язык"
2. «Страна всезнаек и почемучек» (модифицированная)
Первый блок программы – «Почитай-ка» предполагает обучение дошкольников элементам грамоты и коррекции звукопроизношения. Методика преподавания занятий строится исключительно в игровой форме с применением новейших технических средств обучения с учетом развития коммуникативной функции речи, активизации познавательной деятельности детей, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Второй блок программы - «Посчитай-ка» является модифицированным. Образовательный блок направлен на развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству, развитие логического мышления, памяти, на создание условий для развития математических навыков и представлений. Методика преподавания занятий строится исключительно в игровой форме с внедрением на занятиях компьютерного и презентационного оборудования.
Третий блок программы – «Маленькие исследователи» направлен на развитие у дошкольников познавательно-экспериментальной деятельности и разработан для дополнительного образования детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности и стремящихся к самостоятельным открытиям. Новизна данной программы в том, что обучение организовано по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Ведущей является – познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность. Срок реализации программы - 1 год.
Образовательная программа "Страна всезнаек и почемучек"
2. Художественное направление ориентировано на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка. Художественная направленность включает следующие группы программ: исполнительство на струнных, народных, духовых, клавишных, ударных инструментах, оркестры и ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, эстрадно-джазовое творчество, театральное творчество, цирковое искусство, хореографическое искусство, художественное слово, литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, дизайн.
Программы художественной направленности:
1. «Хореография» (модифицированная)
Программа представляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей в мир хореографии, с помощью игровых технологий, познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет учащимся творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа "Хореография"
2. «Азбука дизайна» (модифицированная)
Предлагаемая программа включает в себя изучение живописи, рисунка и композиции, являющихся фундаментом программы. Кроме того, краткую историю искусства, основы дизайна и знакомство с различными его направлениями, декоративно-прикладное искусство, основы компьютерной графики.
В процессе обучения используются разнообразные художественные материалы, традиционные и специальные техники рисования, применение которых призвано помочь учащимся более полно выразить свои способности и освоить новые возможности для творчества. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа "Азбука дизайна"
3. «Бумажная пластика» (модифицированная)
Осваивая Программу, дети открывают для себя волшебный мир листа бумаги, постигают его свойства, структуру, знакомятся со множеством видов данного материала. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага даёт возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа "Бумажная пластика"
4. «Детский музыкальный театр» на базе ДЮЦ (модифицированная)
Данная программа объединяет в единый образовательный комплекс обучение актёрскому мастерству, сценической речи, сценическому танцу и эстрадному пению, что позволяет создавать музыкальные спектакли. Уровень реализации: начальное, основное, среднее (полное) общее образование. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа "Детский музыкальный театр"
5. «Мультипликация» (модифицированная)
На занятиях по программе «Мультипликация» учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Получение базовых знаний и навыков в области создания мультипликации научит планировать процесс съемки, креативно мыслить, работать в коллективе.
Программа «Мультипликация» совмещает в себе несколько видов искусств: рисование, конструирование, лепка, музыкальное и литературно-художественное сопровождение, историю, фольклор, позволяющие развивать художественные навыки, актерское мастерство, режиссерские способности и др. творческие данные учащихся. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа "Мультипликация"
6. «Компьютерный дизайн» (модифицированная)
Актуальность данной программы заключается в необходимости знаний современного компьютеризированного мира, цифровых информационных, мультимедийных технологий. Знания, умения и способы работы с компьютерной графикой, конструирование веб-сайтов, являются элементами информационной компетенции, одной из ключевых сегодняшних школьников. Учащиеся приобретают необходимые навыки, как для простой обработки фотографии, так и создания собственной визитки, плаката, презентации, анимированного рисунка. Кроме того, они познают изнутри различные профессии, что поможет определиться с профессиональной сферой деятельности в будущем.
Художественное направление программы предполагает область изучения технического творчества, формирует одновременно художественно-технические и конструктивно-технические способности учащихся. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа "Компьютерный дизайн"
7. «Взгляд (фотостудия)» (модифицированная)
Реализация данной программы позволит приобщить детей и подростков к фотографии во всех её аспектах, привить им художественный вкус, а это, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств, творческого самовыражения; поможет адаптироваться в сложной обстановке современного мира и в последующем самоопределении во взрослой жизни. Учащиеся получают общеразвивающие знания по истории искусств, анализу характера изобразительного произведения, изучают композиционные и психологические приемы построения снимка, произойдёт знакомство с приемами анализа, классификации и конструирования. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа Фотостудия "Взгляд"
8. "Арт - студия"
Данная программа ориентирована на развитие у детей творческого потенциала и художественных способностей.В процессе обучения дети получают знания о цветоведении, составлении композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисовании. Также планируются посещения выставок, встречи с художниками города, виртуальные экскурсии по залам музеев, по странам мира и знакомство с их культурой.
Образовательная программа "Арт-студия"
9. "Вокальный ансамбль"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль» по содержанию является художественной. Программа ориентирована на развитие творческих способностей детей (вокально - хоровых). Умение видеть и творить прекрасное в жизни, развивать духовный потенциал ребенка – вот главное направление данной программы.
Образовательная программа "Вокальный ансамбль"
10. "Юный скульптор"
Программа «Юный скульптор» разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.
Данная программа является модифицированной, имеет художественную направленность.
Образовательная программа "Юный скульптор"
11. "Волшебство плетения"
Программа ориентирована на самореализацию детей в вязании крючком и спицами, макраме, на побуждение к освоению знаний.
Вязание способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, формированию общей культуры личности, эстетического вкуса.
Вязание – процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка.
Образовательная программа "Волшебство плетения"
12. "Радуга творчества" (для детей с ОВЗ)
Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога дополнительного образования, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук. Обучающиеся имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Занятия в объединении «Радуга творчества» позволяют эти недостатки корригировать.
Образовательная программа "Радуга творчества"
13. "Студия удивительных вещей"
Программа представляет собой синтез разных видов творчества. Знания и умения с одной области переносятся в другую, расширяя и углубляя их. Художественная обработка бумаги, фетра, фоамирана и работа с природным материалом, по своей сути переплетаются между собой, и дополняют друг друга, что позволяет детям создавать индивидуальные и коллективные авторские творческие работы, используя различные виды и техники декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа "Студия удивительных вещей"
3.Физкультурно-спортивное направление ориентировано на развитие различных видов спорта, включающих проектирование и постройку разнообразных моделей, приборов, механизмов, несложных машин и других технических объектов для спортивных соревнований, различные комплексные соревнования в сочетании с общефизическими упражнениями. Программы физкультурно-спортивной направленности способствуют развитию логического мышления, изобретательства, хорошей физической подготовке. В число основных форм включены учебно-тренировочные занятия и соревнования.
Программа физкультурно-спортивной направленности: "Мини-Футбол"
Мини-футбол – спортивная игра, которая пользуется большой популярностью в мире, особенно среди молодежи. Занятия с мячом улучшают реакцию ребенка, формируя и укрепляя ее. В процессе игры тренируются группы мышц, а также общая выносливость, что очень важно для детского организма. К тому же, мини-футбол – это командная игра. Поэтому, играя, ребенок становится ближе к коллективу, налаживая товарищеские отношения и улучшая свои навыки общения. Также детский футбол развивает дух соперничества между игроками разных команд. С самого детства ребенок будет стремиться к высотам, развивая упорство и силу воли, которые потом обязательно пригодятся ему в будущем.
Мини-футбол считается одним из самых доступных видов спорта, в нем могут проявить себя игроки с различными физическими данными.
Программа направлена на:
-удовлетворение индивидуальных потребностей в занятиях физической культурой и спортом;
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
-выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности;
-профессиональную ориентацию;
-социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
-формирование общей культуры;
-профилактику асоциального поведения. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа "Мини-футбол"
4. Техническое направление.
Программы технического направления:
1. «Робототехника (на базе ДЮЦ)» (модифицированная)
Программа «Робототехника» позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, дает возможность учащимся создавать инновации своими руками, и заложить основы успешного освоения профессии инженера в будущем. Содержание программы выстроено таким образом, чтобы помочь ребенку постепенно, шаг за шагом раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе конструирования и программирования управляемых моделей учащиеся получат дополнительные знания в области физики, механики и информатики, что, в конечном итоге, изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных.
Занятия по программе «Робототехника» позволяют заложить фундамент для подготовки будущих специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа " Робототехника" ( на базе ДЮЦ)
2. «Робототехника (на базе СОШ № 1) (модифицированная)
Использование Lego-конструкторов на занятиях повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия Lego как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа " Робототехника" ( на базе СОШ № 1)
3. «САПР, включая 3Dпрототипирование, 3D моделирование» (модифицированная)
3d-прототипирование подразумевает моделирование объекта на компьютере. В специальной программе создаётся модель с заданными в трёхмерном пространстве параметрами. Эта модель отправляется на печать в 3D-принтер, где послойно формируется прототип.
Программа «3D-моделирование и прототипирование» ориентирована на развитие конструкторских способностей детей и формирование пространственного представления за счет освоения базовых возможностей среды трехмерного компьютерного моделирования.
3D-моделирование и прототипирование - необычайно интересное, перспективное, одно из самых популярных направлений. Данные технологии играют важнейшую роль в современном мире. В последнее время у молодежи возникает устойчивый интерес к данным видам деятельности. Также, в современном мире умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому данная программа отражает потребности учащихся. Создание 3D-моделей – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о своих работах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа "САПР, включая 3D прототипирование, 3D моделирование"
4. «Виртуальная реальность» (модифицированная)
Виртуальная реальность (VR) – это искусственный мир, созданный техническими средствами, взаимодействующий с человеком через его органы чувств. Использование виртуальной реальности охватывает собой целый ряд задач в индустрии развлечений при сознании реалистичных тренажёров для подготовки специалистов и областях, где тренировки на реальных объектах связаны с неоправданно большими рисками или требуют значительных финансовых затрат.
Цель Программы – развить у обучающихся интерес к 3D-графике и анимации, научить ориентироваться в разнообразии современного оборудования для виртуальной и дополненной реальности, пользоваться специальным программным обеспечением и создавать собственные мультимедиаматериалы. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа "Виртуальная реальность"
5. Туристско-краеведческое направление.
Программы туристско-краеведческого направления :
1. «Водный туризм» (модифицированная)
Данная программа формирует у учащихся начальные знания о современном активном, спортивном человеке, развивает аналитическое и критическое мышление, навыки работы в команде, эмоциональную устойчивость в сложных жизненных ситуациях, прививает навыки делового общения и способствует реализации собственных способностей в различных видах деятельности. Так же формирует у детей лидерские и духовно-нравственные качества личности.
Новизна: данная программа изучает не только водный туризм в целом, но и интегрирует темы, связанные с экологическим воспитанием и обучением. В водных походах учащиеся выполняют не только поставленные задачи по изучению водного туризма, но и участвуют в природоохранных акциях, занимаются общественно-полезной деятельностью, собирают материал для использования в научно-исследовательской работе.
Адресат программы: программа подготовки туристов-водников рассчитана на учащихся 12-15 лет.
Уровень программы, объем и сроки: программа имеет ознакомительный уровень, рассчитана на один учебный год с обязательным прохождением учебно-тренировочных путешествий 1 категории сложности после года обучения.
Образовательная программа "Водный туризм"
2. «Спортивный туризм» (модифицированная)
Школьный туризм позволяет педагогу осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.
Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление обучающихся в процессе занятий туризмом, формирование всесторонней гармонично развитой личности. Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная программа "Спортивный туризм"